тюрк Кызылбаши

                                                                  тюрк  Кызылбаши


- красноголовые. Объединение тюркских кочевых племенМалой Азии и Азербайджана, возглавленное династией ардабильских шейхов из радикального шиитскогосуфийского ордена Сефевидов. Они носили шапки с 12 красными повязками (в честь 12 шиитских имамов),из-


за чего были названы кызылбашами. Основателем суфийского ордена Сефевидов был Сафи ад-Дин. Онродился в городе Ардабиль в 650/1252 году. По происхождению он, скорее всего, был тюрком-



азербайджанцем, хотя есть сведения о том, что основанная им династия ардабильских шейхов могла бытьи курдской. Сафи ад-Дин получил традиционное религиозное образование в своем городе, а затем, в 20-летнем возрасте, поехал учиться в Шираз, где обучался у известных в то время богословов. Суфийскойпрактике он обучался в Гилане у известного суфия из ордена сухравардитов шейха Гаджи ад-Дина Захиди, апозднее женился на его дочери. У Гаджи ад-



Дина была своя школа и он имел много последователей. В693/1294 году, после смерти Гаджи ад-Дина, Сафи ад-Дин занял его место и стал основателем орденаСефевидов, который стал могущественным тюркским орденом, который имел большую популярность вМалой Азии и Азербайджане. Шейх Сафи ад-Дин умер в 734/1334 году. После его смерти орден Сефевидоввозглавили его потомки Садр ад-Дин Муса (734/1334-793/1392), Ходжа Али (793/1392-832/1429). Начиная справнука Сафи ад-Дина Ибрахима Шейх-шаха (832/1429-850/1447), который пришел к власти в Ардабиле,сефевидский орден вышел на политическую арену. Первоначально орден Сефевидов был суннитским.Шиитским же он стал во времена сына Ибрахима Шейх-шаха Джунайда, который решил расширить своивладения за счет экспансии на сопредельные страны. Для достижения успеха он решил сделать ставку нашиитскую идею, последователи которой в большом количестве проживали в этом регионе. Однакоэкспансия в северный Азербайджан оказалась неудачной. Там в 863/1460 году шейх Джунайд потерпелпоражение от ширваншаха Халилуллы I и погиб. Такая же участь постигла его сына Хайдара, который в893/1488 году был разгромлен и убит ширваншахом Фаррух Ясаром, которого поддержали правителигосударства Ак-Коюнлу. Старший сын шейха Хайдара также погиб в столкновении с армией Ак-Коюнлу.Другого сына Хайдара, юного Исмаила, сефевидские мюриды спрятали в Гилане и стали накапливать силыдля нового выступления. В 904/1499 году, воспользовавшись ослаблением и фактическим распадомгосударства Ак-Коюнлу, кызылбаши во главе с Исмаилом, двинулись через Азербайджан в Малую Азию, гдепополнили свои ряды за счет своих сторонников, проживавших там. После этого, в 905/1500 году им удалосьразгромить войска ширваншаха Фаррух Ясара у крепости Гюлистан, возле Шамахи. Фаррух Ясар был убит. В906/1501 году кызылбаши заняли Баку. В том же году кызылбаши разгромили в Нахичеване последнегоправителя государства Ак-




Коюнлу Альвенда. Вступив в Тебриз, Исмаил короновался в качестве шаха. Такимобразом, он стал основателем государства Сефевидов, территория которой, позднее стала охватыватьИран, большую часть Афганистана, Азербайджан и Армению. Эта династия оставалась у власти до1148/1736 года. Однако стремление к экспансии, и в особенности ярко выраженная радикальная шиитскаясущность движения кызылбашей, насильственное обращение в шиизм населения подконтрольных имтерриторий, противопоставила им большинство мусульманского мира, лидером которого в то время былаОсманская империя. Все это привело к длительной войне между этими государствами, которая в целомпроходила с преимуществом турок, которые жестоко подавили социальную опору кызылбашей - шиитовМалой Азии.



 В 930/1524 году турецкий султан Салим I нанес кызылбашам, во главе с шахом Исмаилом I,серьезное поражение при Чалдыране. Для противодействия туркам, Сефевиды пытались заключатьвоенные договоры с европейскими государствами, которые были заинтересованы в ослаблении турок. Навостоке же против кызылбашей действовали узбекские ханы. Несмотря на преимущество, Османскойимперии так и не удалось полностью уничтожить Сефевидское государство, которое временно добиласьнекоторых успехов при шахе Аббасе I (995/1587-




1038/1629). Однако потом оно снова ослабело иокончательно ушло в историю вместе с кызылбашским движением в 1148/1736 году.

Resim yazısı ekle



 Вероучениекызылбашей испытало на себе влияние различных идей и было популярно в среде простых тюркскихкочевников, которые поселились в Азербайджане и Малой Азии. В их среде были распространены различныесуеверия, элементы древнетюркских верований. Все эти элементы, совместно с шиитскими воззрениямисоставили основу мировоззрения этого движения. Согласно данным всех исследователей, в средекызылбашей были распространены идеи «крайних» шиитских сект, которые обожествляли Али, верили видеи боговоплощения. Шах Исмаил рассматривался в их среде в качестве сошедшей на землю инкарнацииБога (под которым подразумевался Али). Для своих фанатичных последователей он был ожидаемымшиитами Махди. Многие из этих идей выражены в поэтическом произведении самого шаха Исмаила«Диване», который он писал под псевдонимом Хатаи. Такие воззрения противоречили как доктринесуннизма. В настоящее время в Турции кызылбашами называют представителей «крайних» шиитских сект,обожествляющих Али (алавитов). В области религиозной практики кызылбаши во многом придерживалисьобрядности большинства шиитских сект. Хотя у них были и свои ритуальные особенности. Например, онисоблюдали двенадцатидневный пост в месяц Мухаррам, на протяжении которого кызылбаши не ели мяснойпищи. Еще один особый трехдневный пост они соблюдали в один из зимних месяцев года. Религиознойобязанностью (фардом) каждого кызылбаша являлось беспрекословное следование указаниям своегоучителя-




шейха, аккуратное выполнение всех своих обязанностей, сохранение тайн своей секты и единствасо своими единомышленниками. Особое значение в их верованиях занимала личность Али, котораяпроизносилась ими в неразрывной связи с именами Аллаха и Мухаммада в формуле «Аллах, Мухаммад, йаАли». Для объяснения своих воззрений, сефевидские идеологи прибегали к аллегорическим ииносказательным трактовкам мусульманских священных текстов.

Hiç yorum yok:

Yorum Gönder